Эксклюзив
Арутюнов Александр Арташевич
11 февраля 2019
866

Задержка рейса

Main int

ВОПРОС: На стыковочном рейсе задержали выдачу багажа, в итоге самолет улетел без меня, и пришлось топать за новым билетом. Кто тут виноват — аэропорт или авиакомпания, кому жаловаться? И еще: если пассажиров загрузили в самолет, и они проторчали на поле больше пяти часов, можно ли требовать компенсацию?

Итак, кто виноват в ситуации задержки выдачи багажа — аэропорт или авиакомпания? Конечно, авиакомпания! Ведь договор перевозки багажа заключен не с аэропортом, а с авиакомпанией, поэтому последняя и будет отвечать за задержку выдачи багажа. Пассажира, пожалуй, не должно даже интересовать, как авиакомпания будет разбираться с аэропортом.

Далее. Куда подать жалобу? Строго говоря, должна быть подана не жалоба, а претензия авиакомпании, причем она по усмотрению пассажира может быть подана как в аэропорту пункта отправления, так и в аэропорту пункта назначения. Воздушным кодексом Российской Федерации определено, что на внутренних воздушных линиях претензия может быть предъявлена в течение шести месяцев.

Если претензия не будет удовлетворена или оставлена без ответа, пассажир получит право на обращение в суд. Какой будет цена иска? Иными словами, на какую сумму будет претендовать пассажир, вынужденный купить новый билет? Очевидно, цена исковых требований будет определяться, как минимум, стоимостью нового билета.

В суде пассажир должен представить доказательства обоснованности своих исковых требований, поэтому все билеты и другие перевозочные документы нужно бережно хранить. На заседании представитель авиакомпании наверняка начнет ссылаться на отсутствие коммерческого акта, который-де необходимо было составить с участием пассажира и перевозчика. Отметим, что в сложившейся ситуации пассажир не был обязан заниматься коммерческим актом, который составляется при пропаже, повреждении или порче багажа, но не при задержке выдачи багажа. Впрочем, даже отсутствие коммерческого акта в случае, например, пропажи багажа не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска, хотя и серьезно затруднит возложение имущественной ответственности на авиакомпанию.

Каковы шансы у пассажира на удовлетворение исковых требований? На наш взгляд, при грамотном подходе к делу, наличии необходимых документов (см. выше) шансы на выигрыш дела довольно высоки.

Последний вопрос. Можно ли требовать компенсацию, если пассажиров посадили в самолет, но в нем пришлось просидеть пять часов? Да, можно! Более того, российский «Аэрофлот» такую компенсацию уже предоставляет и в тех случаях, когда задержка произошла, к примеру, по причине неблагоприятных погодных условий. При этом компенсация предлагается даже тем клиентам, которые отказались от перелета. Размер компенсации составляет для пассажиров экономического класса 5 тысяч рублей или 10 тысяч миль, бизнес-класса — 10 тысяч рублей или 20 тысяч миль. Речь идет о внутренних авиарейсах. Для сравнения, в настоящее время за задержки международных авиарейсов пассажир имеет право требовать компенсацию до 360 тысяч рублей. Почувствуйте разницу!

 

А. Арутюнов, председатель Московской коллегии адвокатов “Арутюнов и партнеры”, адвокат, доктор юридических наук (www.mhealth.ru)

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован