12 декабря 1995
1441

Владимир Исаков: Круговая порука

Фактор Рыбкина

Как сразу все переменилось! Еще 30 ноября Б.Ельцин шлет в Думу письмо, в котором с тревогой указывает на "конституционный тупик, связанный с легитимностью Совета Федерации и дееспособностью Федерального Собрания". А помощники президента наперебой предупреждают, что после 12 декабря Совет Федерации будет "нелегитимен" и Государственная Дума, оставшись в одиночестве, не сможет продолжать своей работы...

И вдруг - тучи рассеялись, горизонт очистился, "кризис" исчез, будто его и не было в помине. 8 декабря тот же автор направил в Совет Федерации послание, в котором возвестил о "переходе России на путь цивилизованного парламентаризма", заявил, что "законотворческий процесс не может прерываться", и попросил депутатов Совета Федерации не прерывать "их активной и полезной работы". Об их "нелегитимности" - ни звука, ни слова. Что же произошло за эти восемь дней?

А случилось вот что: Государственная Дума приняла закон о формировании Совета Федерации, причем именно тот, который хотел президент, поэтому необходимость пугать дальше общество "конституционным кризисом" отпала. И картонные декорации очередного "фильма ужасов" быстренько демонтировали.

В хронологическом порядке события развивались следующим образом:

30 ноября - Совет Федерации рассмотрел и отклонил как неприемлемый закон "О порядке формирования Совета Федерации" (вариант Чилингарова).

1 декабря - И.Рыбкин разослал правительственную телеграмму, которой созывал депутатов Государственной Думы на внеочередное заседание для преодоления "вето" Совета Федерации.

5 декабря - после вдохновенного вступительного слова И.Рыбкина депутаты Государственной Думы большинством голосов преодолели "вето" Совета Федерации.

6 декабря - буквально через несколько часов Б.Ельцин подписал принятый Думой закон о порядке формирования Совета Федерации и отозвал свой запрос из Конституционного Суда.

7 декабря - Конституционный Суд, сославшись на "изменение обстоятельств", отказался рассматривать запрос депутатов Совета Федерации о порядке формирования этой палаты...

Ну что тут скажешь? Браво, ребята! Президентская команда, их группы поддержки в Государственной Думе и Конституционном Суде доказали полную сыгранность: "Пас на правую сторону поля, пас на левую... шайба!"

Ситуация в Государственной Думе могла иметь совсем другой результат, но вмешался непредсказуемый (а точнее, вполне предсказуемый в последнее время) "фактор Рыбкина". Иван Петрович проигнорировал требование представителей Совета Федерации дать им слово при обсуждении данного вопроса, распорядился не размножать и не раздавать депутатам альтернативный (выборный) законопроект, не подписал автору этих строк полномочия на выступление в Конституционном Суде... Да при такой поддержке не только закон о формировании Совета Федерации - слона через игольное ушко можно протащить!

Ну и что? Первый, раз что ли, власть, пользуясь инертностью общества и неинформированностью депутатов, натягивает им колпак на уши? Видали и почище! И все же не оставляет смутное чувство тревоги. Конечно, плохо, когда "ветви власти" конфликтуют, ведут, как уже случилось у нас, войну на уничтожение. Но и их тесное переплетение далеко не во всем благо. Незаметно для себя, по шажочку, по скачочку мы ликвидируем механизм разделения властей, возвращаемся к положению, когда на одном полюсе - озлобленный народ, и на другом - спаянная круговой порукой аморальная власть.

На чем сердце успокоилось?

Итак, Государственной Думой принят и президентом подписан закон о формировании Совета Федерации (вариант Чилингарова). Закон невелик - всего четыре статьи. В нем нет переходных положений, не сказано, кто и когда созывает Совет Федерации, каков статус его членов и т.д. и т.п. Зато с полной определенностью решен самый важный вопрос: места членов Совета Федерации займут председатель законодательного (представительного) и глава исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации. По должности. Таким образом, Б.Ельцин добился вожделенной им цели: в Совет Федерации войдут на полных правах назначенные им главы администраций краев и областей.

На законе не успели просохнуть чернила, как начались попытки его дискредитации. Средства массовой информации дружно заговорили о "юридических дефектах" закона, а помощник президента по правовым вопросам М.Краснов сообщил, что Б.Ельцин, возможно, уже в самое ближайшее время внесет к этому закону поправки. Основной огонь критики направлен против статьи 3 закона, предусматривающей проведение выборов глав исполнительной власти до декабря 1996 года (аналогичный срок был установлен и в указе No 951). Далеко не все главы администраций согласны идти на выборы. Да и самому Ельцину выгодно "заморозить" власть в ее нынешнем виде, поскольку демократические выборы на местах вряд ли укрепят его позиции. Поэтому нет никакой уверенности, что статья 3 не будет в ближайшее время оспорена и аннулирована Конституционным Судом или президентским указом. Если даже в президентских выборах нет никакой уверенности, то что уж говорить о выборах в регионах...

Подчиняясь коллективному решению фракции, я тоже проголосовал за законопроект Чилингарова. Но уверенности, что принято правильное решение, до конца нет. С одной стороны, главы законодательной и исполнительной власти регионов - это реальная власть, способная обеспечить исполнение принимаемых законов, стать противовесом не только Думе, но и президенту. Но не возобладают ли там региональные интересы в ущерб общегосударственным? Не получим ли мы в лице Совета Федерации повторение амбициозного "Госсовета", развалившего в конце концов Союз ССР?

Новый Совет Федерации соберется, видимо, в январе 1996 года, а до этого Б.Ельцин предложил "поработать" нынешнему составу. Причина очевидна. Президент и правительство кровно заинтересованы в том, чтобы протащить через нынешний Совет Федерации ряд важнейших законов, прежде всего, государственный бюджет и закон о разделе продукции (фактически это закон о концессиях). Озабоченные квартирами, переездом, перспективами будущей работы, а потому более сговорчивые депутаты Совета Федерации вряд ли будут особенно сопротивляться. А вот как сложится разговор на эти темы с верхней палатой, состоящей из региональных руководителей, - большой вопрос. Ничего хорошего для президента и правительства он не предвещает...

Чудо, тайна, авторитет

"Чудо, тайна и авторитет - суть основа всякой власти" - учил Алешу брат Иван Карамазов в известном романе Федора Достоевского. - "Свобода, свободный ум и наука заведут их в такие дебри и поставят перед такими чудами и неразрешимыми тайнами, что одни из них, непокорные и свирепые, истребят себя сами, другие непокорные, но малосильные, истребят друг друга, а третьи, оставшиеся, слабосильные и несчастные, приползут к ногам нашим и возопиют к нам: "Да, вы были правы, вы одни владели тайной его, и мы возвращаемся к вам, спасите нас от себя самих". Получая от нас хлебы, конечно, они ясно будут видеть, что мы их же хлебы, их руками добытые, берем у них, чтобы им же раздать, безо всякого чуда, увидят, что не обратили мы камней в хлебы, но воистину более, чем самому хлебу, рады они тому, что получают его из рук наших..."

До хлебов дело покуда не дошло, но указ, определяющий перечень сведений, составляющих государственную тайну, россияне недавно получили. И он лучше всяких слов свидетельствует о том, что "чудо, тайна и авторитет" по-прежнему остаются в России основой власти.

Как много хочется порой засекретить! Как коты вокруг блюдечка с горячим молоком ходили авторы указа вокруг сведений о золотом запасе России. Полностью засекретить их нельзя - прямо запрещено по закону. Поэтому засекретили всю информацию о ДВИЖЕНИИ золотого запаса - поступлении, отпуске, импорте, экспорте и т.д., а также сведения о запасах иных (кроме золота) драгоценных металлов и алмазов.

Предметом особого внимания и заботы, судя по всему, были сведения о силах, средствах и методах обеспечения безопасности президента. Полностью засекречены ассигнования и фактические затраты на заказы, разработку, производство или ремонт "режимных объектов". Журналист, сообщивший о строительстве очередной дачи президента или о стоимости ее содержания или ремонта, теперь рискует оказаться за решеткой за разглашение "государственной тайны".

Отдельным пунктом указа засекречены сведения, "раскрывающие организацию, силы, средства или методы обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности". Доигрались: открыто сообщать о численности охраны президента, премьера и других "объектов охраны", а также о том, во сколько она обходится налогоплательщику, отныне нельзя. Государственная тайна! Как же так? Ведь закон "О государственной тайне" запрещает засекречивать сведения "о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям"...

Вопреки закону, в государственную тайну обращены "сведения, раскрывающие силы, средства и методы ведения следствия по уголовным делам о государственных преступлениях". Наиболее острый, всегда особо опасный участок карательной деятельности государства вновь, как и в тридцатые годы, будет окутан покровом государственной тайны...

Потихоньку, на мягких лапах, страна вползает в беззаконие самого отвратительного типа. "Но тогда-то и приползет к нам зверь и будет лизать ноги наши и обрызжет их кровавыми слезами из глаз своих. И мы сядем на зверя и воздвигнем чашу, и на ней будет написано "Тайна!"

Летят гуси, летят утки...

"Демократические" средства массовой информации, дружно бичующие президента А.Лукашенко за попытку введения президентского правления в Белоруссии, похоже, не желают замечать, что такое правление "де-факто" уже введено в России. Президентские указы противоречат Конституции, обходят и игнорируют действующее законодательство. Чем же это не президентское правление? Прошедшая неделя принесла очередные факты на эту тему.

Указом президента от 3 декабря 1995 г. No 1213 предписано "уволить с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по призыву не менее 18 месяцев и выполняющих (выполнявших) задачи в условиях вооруженных конфликтов в Чеченской Республике и Республике Таджикистан..."

Не стану спорить о целесообразности и своевременности этой меры, скорее всего, с ней следует согласиться. Но ведь срок службы установлен законом "О всеобщей воинской обязанности" и президент не вправе менять его своими указами! Б.Ельцину следовало бы внести в Думу проект поправки к закону и предложить рассмотреть ее в первоочередном порядке. Накануне выборов депутаты, я уверен, с радостью поддержали бы такое предложение президента. Но зачем идти "по закону", когда можно безнаказанно его нарушить? И закон "О всеобщей воинской обязанности" отметается с дороги, как мусор...

Другим указом президента, "О правовых гарантиях участникам незаконных вооруженных формирований в Чеченской Республике, добровольно прекративших противоправные действия", комиссии Доку Завгаева совместно с правоохранительными органами даровано право "не возбуждать" уголовные дела в отношении лиц, "добровольно сложивших оружие и прекративших противоправные действия".

Фактически, по существу, это - амнистия, которая согласно Конституции (его, ельцинской, Конституции) является прерогативой Государственной Думы. Право объявления амнистии - единственная "мисюлинка" власти, которую нынешняя Конституция закрепила за вполне бесправной Думой. Но и ту, в конце концов, решили отобрать указом президента...

С удивлением замечаешь, как жизнь вокруг заполняется фантомами и призраками: вместо законов - указы, вместо собственности - квазисобственность, в которую вцепились потеющие от плохих предчувствий нелегитимные собственники, вместо справедливости - обман, и даже вместо амнистии - какая-то "филькина грамота".

Одно только российское беззаконие было и остается в нашей стране настоящим.

12 декабря 1995 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/60/1/Круговая%20порука.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован