17 мая 2018
283

Сущность дефиниции «индивидуальная образовательная траектория» обучающегося

 

Кудрина И.Ю.

Шефер О. Р.

 

Аннотация

В статье рассматривается содержание понятия «индивидуальная образовательная траектория» и описывается структура индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, индивидуализации обучения.

 

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач — к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.

Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса на основе индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) обучающегося. Работа с любым научным термином, каковым, в том числе, является «индивидуальная образовательная траектория» (ИОТ), начинается с объяснения сути термина (трактовки основополагающего слова - в нашем случаи «траектория»). С этой целью нами были проанализированы словарные статьи ряда справочно-энциклопедических изданий.

Проведенная работа показала: понятие «траектория», пришедшее в русский язык из латинского, обозначает «линию, которую описывает в пространстве какая-либо движущая точка или тело» [10, с. 255]. Аналогичное пояснение содержится в толковом физическом словаре [6, с. 196). В экономико-математическом - это «кривая, которую описывает точка при своем движении относительно выбранной системы координат» [7]. В толковом словаре С.И. Ожегова траектория представляет собой «путь движения какого-нибудь тела или точки» [12, с. 700], при этом сфера употребления слова ограничена определенными профессиональными областями.

Сказанное выше дает нам основание сделать следующее заключение: понятие «траектория» соотнесено с проявлением движения каких-либо объектов. Изначально используемое в физике и математике, позже оно стало употребляться и в

педагогических науках.

Обратившись к истории вопроса, отметим: к настоящему времени в научной литературе не сложилось единого мнения относительно содержания понятия «индивидуальная образовательная траектория». ТА. Соколовская в своей работе «К вопросу об индивидуальной траектории образования» [14] проанализировала позиции различных исследователей в области педагогики и предметных методик обучения и объединила их в пять различных групп:

Первая группа - индивидуальная образовательная траектория рассматривается в качестве программы действия. Такой позиции придерживается Е.А. Александрова. Разделяя мнение А.В. Хуторского о необходимости считать индивидуальную образовательную траекторию «путем реализации личностного потенциала», Е.А. Александрова одновременно видит её и как программу [4, с. 19]. В более поздних работах Е.А. Александрова даёт иное определение индивидуальной образовательной траектории: «путь ребёнка к самому себе, к пониманию своих особенностей, поиск собственных способов решения индивидуальных и личностных проблем» [3].

Вторая группа связывает ИОТ с результатом. Так Л.В. Байбородова в своей монографии, описывая специфику сопровождения образовательной деятельности сельских школьников, указывает, что ИОТ - это «реально пройденный учеником путь по достижению намеченной цели» [5, с. 12].

Третья группа - ассоциирует ИОТ со способами организации учебной деятельности обучающихся. В частности, по мнению И.С. Якиманской ИОТ представляет собой последовательность элементов учебной деятельности обучающегося, которая соответствует «его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемым при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимосвязи с родителями [19].    П.Г. Щедровицкий связывает искомое понятие с планированием, в авторском определении оно звучит как «самопроектирование» [18].

По мнению В.Г. Брыковой, ИОТ — это личностно-ориентированная организация учебной деятельности, осуществляющаяся на основе требований ФГОС и учебного плана [8]. В представлениях Л. В. Глазкиной - это неповторимая последовательность движения учащегося «в направлении личностного развития в условиях педагогической практики через освоение личностных компетенций» [7]; для Л.В. Шелеховой - это структурированная деятельность, связанная с собственным продвижением в конкретной образовательной области [16].

                      Четвёртая группа - ИОТ, являясь образовательной программой, визуализирована как модель путей достижения образовательного стандарта. Обратимся к исследованию А.В. Хуторского «Дидактическая эвристика» в котором ИОТ интерпретирует как «персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании» [15, с. 100].

Под путём подразумевается планирование собственной деятельности через: а) формулирование целей, б) отбор тематики, средств и способов изучения темы, в) представление о конечном результате труда (образовательном продукте) и способах его демонстрации, г) установление системы контроля [15, с. 105]. Итогом работы становится индивидуальная образовательная программа, в котором находят отражение цели обучения по каждому предмету в отдельности; общий план работы; определение предметов, факультативов, творческих мастерских, тем по выбору; участие в олимпиадах и конференциях; планируемые результаты деятельности и форма их воплощения; сроки отчетности [15, с. 227].

В широком смысле в образовательную программу заложены идеи индивидуализации (учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей обучающихся, во всех формах и методах обучения) и дифференциации (учет индивидуальных особенностей в форме, предполагающей группировку обучающихся на основании выделения определенных особенностей) обучения.

При таком подходе индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную моделируемую образовательную программу, обеспечивающую позицию субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении преподавателями педагогической поддержки самоопределения и самореализации учащегося. Таким образом, она

 ориентирована на создание условий для самовыражения личности обучающегося при обязательном достижении поставленных целей обучения.

Большинство авторов связывает индивидуальную образовательную траекторию с возможностями, способностями, интересами личности.

Так, О.А. Абдуллина и А.А. Плигин разработку индивидуальных образовательных траекторий связывают с типом мышления и способом восприятия учебной информации. Рассматривая организационно-педагогические основы личностно- ориентированного обучения, они делают акцент на особенностях полимодального восприятия информации обучающимися. По их мнению, учитель должен знать, кем является его ученик: визуалом, аудиалом или кинестетиком, такие сведения нужны для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий [1].

Определение образовательной программы как индивидуальная траектория является её ведущей характеристикой и позволяет представить образовательную программу своеобразной моделью путей достижения планируемых результатов обучения в процессе освоения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного обучающего [13].

Понятие образовательной программы отражает, прежде всего, идеи индивидуализации (учёта при применении различных форм и методов обучения в процессе достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы индивидуальных особенностей обучающихся) и дифференциации обучения, предполагающей группировку обучающихся на основании выделенных у них определенных особенностей [13].

НОТ обучающихся, представленная в виде образовательной программы, как правило, сложно структурирована и имеет следующие:

  1. Целевой, предполагающий постановку целей и ведущих направлений в области получения образования, которые формулируются на основе федерального государственного образовательного стандарта, основных мотивах и потребностях ученика.
  2. Содержательный компонент - отражает реализуемое в рамках конкретной образовательной программы содержание образование.

Под содержанием образования, согласно точке зрения ИЛ. Лернера, М.Н. Скаткина следует понимать: систему знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся диалектико-материалистической картины мира, вооружает методологическим подходом к познавательной и практической деятельности; систему общественных, интеллектуальных и практических навыков и умений, которые являются основой конкретных деятельностей и обеспечивают способность молодого поколения к сохранению социальной культуры; опыт творческой деятельности, накопленный человеком; опыт эмоционально - волевого отношения к миру, обществу [8, с. 101].

  1. Технологический компонент включает используемые технологии, методы, методики, системы обучения и воспитания.
  2. Диагностический компонент, раскрывает систему диагностического сопровождения [17, с. 14].
  3. Организационно-педагогический компонент, определяет режимные условия реализации ООП, характеристику ученика (возраст, уровень готовности к усвоению, образовательные потребности), которому адресована ООП, формы аттестации достижений планируемых результатов и т.д.

6. Результативный компонент - описание ожидаемых результатов реализации идей, заложенных в ИОТ конкретного обучающегося.

Задача обучения состоит в обеспечении зоны для индивидуального творческого развития каждого ученика. Ученик создает образовательную продукцию, выстраивает свой образовательный путь, опираясь на индивидуальные качества и способности, причём делает это в соответствующей среде, которую организует учитель. Одновременность реализации персональных моделей образования - одна из целей личностно-ориентированного образования.

Индивидуальная образовательная траектория включает в себя формирование индивидуальных учебных планов (ИУП), индивидуальных образовательных программ (ИОП) и индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) обучающегося. Охарактеризуем эти понятия:

ИУП - совокупность учебных предметов (базовых, профильных) и элективных курсов, выбранных для освоения учащимися на основе собственных образовательных потребностей и профессиональных перспектив.

Переход на ИУП - это учет образовательных запросов обучающихся, их познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в ОУ.

ИОП - это учет видов образовательной деятельности обучающихся, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания и т.п.

ИОМ - определяет программу конкретных действий обучающихся по реализации ИОТ, является изменяющимся в зависимости от динамики возникающих образовательных задач. Он позволяет конструировать временную последовательность, формы и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.

Таким образом, ИУП - обучающийся выбирает из предлагаемых ему учителем, ИОП - обучающийся планирует самостоятельно или с помощью учителя (родителей), ИОМ - обучающийся реализует самостоятельно или с помощью учителя (родителей).

Базируясь на выше приведенных дефинициях учитель и обучающийся выстраивают совместную деятельность по реализации индивидуальной образовательной траектории в процессе достижения обучающимся планируемых результатов освоения ООП.

И, суммируя всё, выше сказанное будем считать, что индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику выбор, самоопределение и самореализации в освоении образовательного стандарта на основе педагогической поддержки со стороны учителя. А для учителя индивидуальная образовательная траектория конкретного ученика - это организационно-управленческая программа, позволяющая реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению обучающимися с разными образовательными потребностями и возможностями

планируемых результатов, очерченных в образованном стандарте.

 

Библиографический список

  1. Аванесов В.С. Объективное сравнение прироста тестовых результатов в процессе обучения. Гл. 6 дисс. докт. пед. наук «Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля. СПб Госуниверситет, 1994. – [1, с.272 – 296.)
  2. Абдуллина О. А. Новые технологии образования. Личностно-ориентированная технология обучения: Проблемы и поиски / О.А. Абдуллина, А.А. Плигии // Наука и школа. - 1998. - №4. - С. 34-36.
  3. Александрова Е.А. Лицо подросткового кризиса. Индивидуальная траектория развития / Е.А. Александрова // Классное руководство и воспитание школьников. — 2009.-№ 16.-С. 4-9.
  4. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий / Е.А. Александрова: Дисс... докт. пед. наук. - Тюмень, 2006. - 364 с.
  5. Байбородова Л.В. Сопровождение образовательной деятельности сельских школьников / Л.В. Байбородова: Монография. — Ярославль: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. - 88 с.
  6. Брюханов А.В. Толковый физический словарь. Основные термины / А.В. Брюханов, Г.Е. Пустовалов, В.И. Рыдник. - М.: Русский язык, 1988. - 232 с.
  7. Глазкина, Л.В. Реализация индивидуальных образовательных траекторий студентами педагогического колледжа в процессе педагогической практики / Л.В. Глазкина: Дисс... канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2005. - 174 с.
  8. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. - М.: Педагогика, 1982. - 324 с.
  9. Ерыкова, В.Г. Формирование индивидуальной образовательной траектории подготовки бакалавров информатики / В.Г. Ерыкова: Дисс... канд. пед. наук. - М., 2008.-204 с.
  10. Локшина, С.М. Краткий словарь иностранных слов / Составитель С.М. Локшина. - М.: Рус. яз., 1985. - 352 с.
  11. Лопатников, Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки / Л.И. Лопатников. - М.: Дело, 2003. - 520 с.
  12. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Русский язык, 1985. -797 с.
  13. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко: учеб, пособ. для педагогических вузов. - М.: Народное образование, 1998. - С. 130-193.
  14. Соколовская, Т.А. К вопросу об индивидуальной образовательной траектории / Т.А. Соколовская //Актуальные вопросы модернизации российского образования: материалы XI Международной научно-практической конференции. - Таганрог: Центр научной мысли, 2012.
  15. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
  16. Шелехова, Л.В. Обучение решению сюжетных задач по математике / Л.В. Шелехова: учебно-метод. пособ. - Майкоп, 2007. - 164 с.
  17. Шефер, О.Р. Общие подходы к диагностике планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы / О.Р. Шефер, В.В. Шахматова // Физика в школе. - 2014. - № 2. - С. 13-21.
  18. Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования / П.Г. Щедровицкий. — М.: Педагогическое общество России, 1998. - 250 с.
  19. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996. - 215 с.
 

[1] Это одно из новых направлений, используемое в педагогике и зарубежной педагогической диагностике - Measure of Сhange. См. Аванесов В.С. Объективное сравнение прироста тестовых результатов в процессе обучения. Гл. 6 дисс. докт. пед. наук «Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля. СПб Госуниверситет, 1994. – [1, с.272 – 296.]

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован