08 февраля 2007
8057

Мунтян М. А.: Глобализация как вектор мирового развития: теоретические аспекты

Глобализация - современный мировой процесс, отражающий очередной, наивысший виток истории, базирующийся на качественно новом типе развития. В самом общем виде это типологическое различие можно свести к несовпадающему содержанию замещающего и совмещающего развития. Если в первом случае речь идет о том, что новое или разрушало, или подчиняло, замещало старое качество, то во втором новое качество дополняет или восполняет старое. Мировое развитие между тем - возможный, но не обязательный аспект и продукт истории. В широком понимании мировое развитие - одновременно те направленность, ход и результат общей и всемирной истории, которые предполагают не просто некую совокупность явлений и процессов, не только определенную последовательность, систему этих явлений и процессов во времени, но, прежде всего, изменение их совокупного качества. Разъясняя свое понимание глобализации как развития нового типа, М. А. Чешков пишет: "Важнейшие противоречия в ходе нового развития возникают между наличными формами социумов и цивилизаций, с одной стороны, и потребностью в выработке социальности, адекватной глобальной общности - с другой; между разнообразием состава и тем же, но избыточным дисфункциональным разнообразием; между тенденцией к развитию через равноразличия и универсальным характером связей. Эти противоречия резюмируются в наиболее фундаментальном из них - между потребностью в выживании и необходимостью жизненной полноты (или подлинной жизненности) существования человечества"1. Из подобной постановки вопроса явствует, что глобализация может являться или уже является элементом, формой или стержневым содержанием не просто какого-либо вида общественного развития, а именно глобального, мирового развития. И здесь приходится констатировать, что в мировом обществоведении нет не только сколько-нибудь совпадающей позиции в отношении к указанному понятию как теоретической категории, но и не существует более или менее разработанной научной концепции мирового развития как реального исторического процесса.
И дело здесь не только в том, что, согласно мнению Бертрана Шнайдера, руководителя "Римского клуба", "впервые общество становится глобальным в силу развития информатики, телевидения"2, но, даже оседлав информационную революцию, глобализация не стала единственной тенденцией в историческом процессе. Он подчеркивал в этой связи, что только в 90-е годы идея глобализма сменила "постмодернизм" 80-х годов "в качестве ключевого слова, фокусируя общественное и научное сознание"3, что противоречивая природа самой глобализации мешала идентифицировать ее как основное направление развития человеческого мира. Действительно, если исходить из того, что хотя бы отдаленная цель глобализационных процессов состоит "в создании мирового сообщества людей, которые будут следовать приблизительно одинаковым жизненным установкам и максимизировать свое благосостояние не за счет других представителей человеческого рода и не в ущерб им"4, то здравый смысл, вооруженный неопровержимыми аргументами истории, вряд ли был способен признать такой путь развития возможным. Осложняла дело еще и путаница между разнообразными универсалистскими концепциями, грешившими унификаторскими устремлениями своих создателей, и глобализацией, которая рассматривалась как последняя или самая новая из них. Наконец, не проясняла, а только запутывала дело постоянная подмена сути современной глобализации ее историческими предтечами, предпосылками, интеллектуальными прообразами и т.д. Действительно, едва люди в разных частях света начали осваивать мир, как одним из главных побудительных мотивов стала потребность в общении, объединении, взаимопонимании. Аристотель проницательно назвал человека общественным существом. За родоначальником современной политической науки последовал длинный ряд мыслителей, которые постулировали логическое завершение этого пути - объединение человечества в единое глобальное общество. Но это вовсе не означает, что именно с их интеллектуальных озарений ведет свое летоисчисление современная глобализация, общепризнанным символом которой является Интернет. "Пришло время осознать, - пишет заведующий сектором ИМЭМО РАН Н. А. Косолапов, - что человечество действительно идет к первой в истории организации самого себя как единого целого. Вопрос не в том, будем ли мы сопротивляться этому стихийному процессу, который все равно возобладает, а сможем ли мы понять его логику, направления, альтернативы и выбрать оптимум, чтобы снизить социальную цену"5.


viperson.ru

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован